Известно, что все проблемы, комплексы, страхи и особенности поведения человека обусловлены состоянием его подсознания. Об этом подробно и аргументировано писали в своих трудах многие ученые, специалисты в области психических явлений, такие как З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон и др. Но если причина найдена, должно быть и ее решение. Одним из них является BSFF-техника – метод глубинной работы с бессознательным «Я». Он уже подтвердил свою полезность на примерах тысячи людей и продолжает собирать последователей и единомышленников.
История
BSFF-техника была создана американским психиатром Ларри Нимсом. Однако своими корнями методика уходит в разработку доктора Роджера Каллахана «Энергетическая терапия» (1990). Ларри Нимс успешно использовал теоретический базис предшественника, но его не устраивало бытующее тогда объяснение принципов функционирования самой техники. Тщательная проработка этого материала и привела к созданию более легкого и конструктивного метода, который в русском варианте получил название «Стань свободным быстро», или техника BSFF (Be Set Free Fast).
Ее основной целью является установить связь со своим подсознанием, чтобы разобраться в его устройстве, принципе функционирования и при необходимости устранить имеющиеся «неполадки». Но весь процесс происходит не через меридианы и воздействия на определенные точки на теле человека, как это было у Р. Каллахана (хотя первоначально эта практика присутствовала в BSFF). Ларри Нимс убрал всю мистику и эзотерику, оставив для подсознания исключительно вербальные инструкции.
Таким образом, BSFF-техника не является духовной практикой или философским учением. Это всего лишь инструмент в руках человека для работы с собственным подсознанием. Методика доступна любому адекватному и мыслящему человеку и не запрещена ни одной мировой религией, а, наоборот, является полезным ее дополнением.
Exercise 3. Сделайте предложения отрицательными и вопросительными.
- Henry can play volleyball very well.
- We could help you with house chores yesterday.
- Dolly must look after her little cousin.
- They may go fishing with Bob.
- Alex could return me this disc yesterday.
- He may give you sweets after dinner.
- Mary must translate this text.
- I can make a cup of tea for them.
- You must take care of your sister.
- The doctor can examine you.
- Nick could ski last winter.
Answers: 1. Henry can’t play volleyball very well. Can Henry play volleyball very well? 2. We couldn’t help you with house chores yesterday. Could we help you with house chores yesterday? 3. Dolly mustn’t look after her little cousin. Must Dolly look after her little cousin? 4. They may not go fishing with Bob. May they go fishing with Bob? 5. Alex couldn’t return me this disc yesterday. Could Alex return me this disc yesterday? 6. He may not give you sweets after dinner. May he give you sweets after dinner? 7. Mary mustn’t translate this text. Must Mary translate this text? 8. I can’t make a cup of tea for them. Can I make a cup of tea for them? 9. You mustn’t take care of your sister. Must you take care of your sister? 10. The doctor can’t examine you. Can the doctor examine you? 11. Nick couldn’t ski last winter. Could Nick ski last winter?
Последователи
BSFF-техника после своего выхода имела немало откликов от специалистов и просто людей, пытающихся найти универсальный ключ к счастливой жизни. Так, интерес вызывают две книги российских авторов. В основу их изысканий легла техника BSFF. Леушкин Дмитрий, известный также как «экспериментатор над мозгами», написал книгу-перевод «Стань Свободным Быстро», где он поделился своими комментариями к ключевым тезисам теоретической части методики. Однако труд этот был встречен скептически, даже негативно. Просвещенные читатели отмечают довольно неуклюжий перевод оригинала и довольно сомнительные заметки автора Леушкина.
Существует и другая работа, более успешная и глубокая по своему содержанию, в которой также затрагивается техника BSFF. Васильев Виктор – автор «Белой книги» – предпринял необычный ход и синтезировал несколько методик по психологии и психиатрии, направленных на самосовершенствование и избавление от психологических блоков. По отзывам теоретиков и практиков, данное «пособие» довольно осмысленное и действенное.
Exercise 4. Дополните предложения, используя модальные глаголы и слова в скобках (как в примере).
Ron can play football but (to play basketball —) — Ron can play football but he can’t play basketball.
Sue must learn the poem but (to write an essay ?) — Sue must learn the poem but must she write an essay?
- Jack and Paul may ride bikes but (to ride fast -).
- Amy could skate last year but (to ski ?).
- You may watch the cartoon but (to watch the film -).
- I must paint the roof but (to paint the fence ?).
- Eric can read in French but (to speak French ?).
- Children must eat fruit but (to eat many sweets -).
- At the age of two Betty could walk but (to speak -).
- You may take my car but (drive without a licence -).
Answers: 1. Jack and Paul may ride bikes but they may not ride fast. 2. …could she ski? 3. …you may not watch the film. 4. must I paint the fence? 5. …can he speak French? 6. … they mustn’t eat many sweets. 7. … she couldn’t speak. 8. … you may not drive without a licence.
Цель
Цель данного психологического метода — найти причину внутреннего стресса, напряжения, которое блокирует возможности человека. Для того чтобы ее определить, необходимо просто проанализировать свое окружение, работу и понять, какой человек или проект больше всего вызывает негатив. Пожалуй, это самый простой шаг в методике. Когда цель определена, можно двигаться дальше.
Exercise 5. Напишите вопросы к выделенным словам.
- The boys can swim in the lake in summer.
- We must buy a present for our mother.
- Pam may listen to music in her room.
- They could ski in the mountains in winter.
Answers: 1. Who can swim in the lake in summer? What can the boys do in summer? Where can the boys swim in summer? When can the boys swim in the lake? 2. Who must buy a present for our mother? What must we do for our mother? What must we buy for our mother? Whom must we buy a present for? 3. Who may listen to music in her room? What may Pam do in her room? What may Pam listen to in her room? In whose room may Pam listen to music? Where may Pam listen to music? 4. Who could ski in the mountains in winter? What could they do in winter? Where could they ski in winter? When could they ski in the mountains?
Список
На этом этапе предстоит выписать все предубеждения относительно цели. Важно быть максимально искренним перед самим собой и описать все страхи, раздражающие факторы, сомнения, чувства и т. п. Список BSFF состоит обычно из таких фраз: «Я боюсь того, что произойдет после завершения проекта», «Меня бесит проблема Х или человек Х…», «Мне лень делать что-то или доказывать кому-то…» и т. д.
Этот пункт для практика является весьма сложным, так как заставляет на время покинуть зону психологического комфорта и взрыхлить пласт наболевшего. Определяющим здесь является желание человека идти вперед и не бояться посмотреть в глаза своим проблемам, либо продолжать буксовать и волноваться, накапливая ком из страхов и комплексов.
Иногда человеку довольно сложно бывает найти скрытые убеждения. На этот счет методика BSFF приготовила несколько наводящих пунктов-формулировок:
- чувство относительно себя («мне лень…, мне стыдно…, я боюсь»);
- мысли о людях, которые находятся в зоне достижения цели («мне мешает Вася, я боюсь реакции или действий Васи, я не хочу знать мнение Васи…»);
- сомнения относительно цели («может, мне все это не нужно…, стоит ли мне слушать Васю или браться за проект…»);
- мысли о риске («если это произойдет, то…», «а вдруг случится Х, если я…»);
- задачи, которые надо выполнить, но они вызовут стресс («я должен сделать Х»).
Помимо негативных убеждений, можно выписать и позитивные. Например, «Я с удовольствием выполню проект Х или выслушаю мнение Васи…». Они послужат как дополнительные аффирмации. Но этот пункт не обязателен.
Упражнения на Future Continuous Tense
Упражнение 1.
Поставьте предложения в Future Continuous Tense.
- This time next Monday, I _______ in a huge office in New York. (work)
- This time on Tuesday, Mary ___________ on a beach in Italy. (sunbathe)
- Don’t make noise after midnight – I ________ soundly, I hope. (sleep)
- Jackeline _______ to Kenya tomorrow at this time. (fly)
- Students _______ copies while he _________the report. (make/ finish)
- I_______ in my study library at 6pm tomorrow. (work).
- This time next year we ________ the Pacific Ocean. (cross)
- I _________ the dinner table while my mother__________ the meat. (lay / prepare)
- You’ll recognize Molly! She _________ a pink hat. (wear)
- From 7 till 12 I __________ classes. (have)
- ________you ______ your bike this evening? (use)
- My auntie and uncle __________ with us this weekend. (stay)
- I ________ television from ten pm to midnight. (to watch)
- This time on Friday I ______ on the beach. (to lie)
- What ______you _______ tomorrow evening? (to do)
- _______you __________ late tomorrow night? (to work)
- Don’t ring Greg up at 10am. He_______ his music lesson. (have)
- The boys of our team ________ football tomorrow morning. (play)
- It ________ probably __________ when we arrive in Kongo. (rain)
- It is mid-autumn, the leaves ___________ soon . (fall)
Ответы:
Спойлер
1 Will be working, 2 will be sunbathing, 3 will be sleeping, 4 will be flying, 5 will be making / will be finishing, 6 ‘ll be working, 7 will be crossing, 8 ‘ll be laying / will be preparing, 9 will be wearing, 10 will be having, 11 will…be using, 12 will be staying, 13 ‘ll be watching, 14 will be lying, 15 will…be doing, 16 will … be working, 17 will be having, 18 will be playing, 19 will…be raining, 20 will be falling.
Упражнение 2.
Ответьте на вопрос согласно образцу.
Образец:
What will Owen be doing? (drive to the seaside) -> Owen will be driving to the seaside.
- What Zana be doing? (make a skirt)
- What Michael be doing? (swim in the Red Sea)
- What will Paul’s grandfather be doing? (work in the orchard)
- What will Greg be doing at the University? (study languages)
- What will Megan’s mother be doing? (fly to Mumbai)
- What will the singer be doing at the concert? (sing songs)
- What will the journalist be doing? (interview the President)
- What will the professor be doing next September? (reading lectures)
Ответы:
Спойлер
- Zana will be making a skirt.
- Michael will be swimming in the Red Sea.
- Paul’s grandfather will be working in the orchard.
- Greg will be studying languages at the University.
- Megan’s mother will be flying to Mumbai.
- The singer will be singing songs at the concerts.
- The journalist will be interviewing the President.
- The professor will be reading lectures next September?
Упражнение 3.
Постройте предложения согласно образцу.
Образец:
Don’t call Greg at seven. (have a bath) -> Don’t call Greg at seven, he will be having a bath.
- Don’t leave the tiny newborn alone. (cry)
- Don’t call on Steven tonight. (pack)
- Don’t ring anybody up at six am. (sleep)
- Don’t wait for Melody tomorrow, (train)
- Don’t tell your Granny. (grumble)
- Don’t expect Molly to come on Saturday, (work)
- Don’t come to see Miranda after lunch. (typing her novel)
- Don’t send Molly any letters in July. (travel)
Ответы:
Спойлер
- It’ll be crying.
- Steven will be packing tonight.
- Everybody will be sleeping.
- Melody will be training.
- Granny will be grumbling.
- Molly will be working.
- Miranda will be typing her novel after lunch.
- Molly will be travelling.
Упражнение 4.
Переведите на английский язык, используя Future Continuous Tense.
- Сегодня в кино ты будешь сидеть со мной.
- Андрей будет ждать тебя возле гипермаркета в 4.
- Ты пообедаешь со мной завтра? – В это время я сдаю экзамен.
- Интересно, чем будут заняты дети, пока мы будем наслаждаться концертом.
- Как я узнаю Тома? На нем будет зеленое пальто.
- Интересно, будем ли мы все еще встречаться через год.
- Если ты ей расскажешь, она будет плакать.
- Чем ты будешь занят завтра в шесть?
- Уже через час Гриша будет работать в огороде.
Ответы:
Спойлер
- Today at the cinema you’ll be sitting next to me.
- Andrew will be waiting for you next to the supermarket at 4.
- Will you have dinner with me tomorrow? – At this time I’ll be sitting for my exam.
- I wonder, what the children will be doing while we’ll be enjoying the concert.
- How will I recognize Tom? He’ll be wearing a green coat.
- I wonder, if we will be dating in a year.
- If you tell her, she’ll be crying.
- What will you be doing at 6 tomorrow?
- In an hour, Grisha will be working in the kitchen-garden.
Упражнение 5.
Переведите на английский язык, используя Future Continuous там, где это необходимо..
1. Завтра в это время вы будете слушать прекрасную оперу.
2. Вот увидите, через минуту он будет рассказывать о своей встрече с чемпионом.
3. Когда мы придем домой, мама еще будет готовить обед, и нам придется подождать.
4. Если вы хотите увидеть их, вы должны поторопиться, иначе, боюсь, вы придете, а они будут уходить.
5. Не звоните мне с 3-х до 5-ти: я буду работать в лаборатории.
6. Ровно в 5 часов .завтра многие астрономы будут наблюдать солнечное затмение.
7. Спускайтесь, я вас сейчас догоню.
8. Ровно в шесть часов я буду ждать тебя на троллейбусной остановке.
9. Он будет учить английский язык, когда ты придешь.
10. Завтра в 10 часов утра я буду сдавать экзамен по истории.
11. Не приходи ко мне завтра в 2 часа дня, я буду готовиться к докладу.
12. Вы все еще будете работать, если я приду в девять?
Ответы:
Спойлер
1. Tomorrow at this time you will be listening to the wonderful opera.
2. You will see, in a minute he will be telling you about his meeting with the champion.
3. When we come home, mother will be still cooking dinner and we will have to wait.
4. If you want to see them, you should hurry, otherwise I am afraid you will come and they will be leaving.
5. Don’t ring me up from 3 o’clock till 5 o’clock: I will be working at the laboratory.
6. At 5 o’clock sharp tomorrow many astronomers will be watching the Solar eclipse.
7. Go downstairs, I am coming after you now.
8. At 6 o’clock sharp I will be waiting for you at the trolleybus stop.
9. He will be learning English when you come.
10. Tomorrow at 10 o’clock I’ll be taking an exam in history.
11. Don’t come to me tomorrow at 2 o’clock in the afternoon, I’ll be preparing for my report.
12. Will you be still working if I come at 9 o’clock?
Инструкция
Более простой шаг, который предлагает техника BSFF, – инструкция. После того как список предубеждений готов, необходимо подобрать ключевое слово, то есть дать инструкцию подсознанию. Оно должно быть запоминающимся, нейтральным. Поэтому слова «деньги», «диван» и т. п. неприемлемы, а вот «веник» или «ластик» вполне подойдут. Благодаря ассоциациям, которые возникают при произношении этих слов, человек как бы «выметает» ненужный мусор из своего подсознания, «стирает» ошибочные заметки.
Затем необходимо вписать выбранное слово в развернутую инструкцию для подсознания:
«Данная инструкция для тебя, мое подсознание. Всегда,когда я осознанно замечу проблему и произнесу ключевое слово «Веник», ты устранишь проблему и её корни эффективным способом. Я благодарю тебя за то, что ты всегда являешься моим верным слугой».
Exercise 7. Дополните предложения must или have to.
- I am very tired. I … go to bed earlier today.
- My parents think I … go to bed early to have a good sleep.
- I … buy bread. My mother asked me about it.
- I have got a terrible headache. I … take an aspirin.
- My teacher says I … pay more attention to my pronunciation.
- We have nothing to eat. We … go shopping.
- Paul’s coach says he … exercise more to get good results at the competition.
- Vicky’s room is in mess. She … tidy it.
- The weather is so wonderful today! We … go out for a picnic.
- Jane’s boss thinks she … speak to the clients more politely.
Answers: 1. must 2. have to 3. have to 4. must 5. have to 6. must 7. has to 8. must 9. must 10. has to.
Депрограммирование
На этом этапе практик должен освободиться от предубеждений относительно своих целей. Необходимо, чтобы список всегда был перед глазами. Важно отметить, что набранный лист на компьютере или смартфоне не подойдет. Такой формат будет лишь отвлекать. Лучше всего придерживаться традиционного листа бумаги (распечатки или рукописного).
Теперь необходимо читать (вслух и про себя) по одному пункту и после него проговаривать ключевое слово. Это действие следует повторять до тех пор, пока не появится зевота. Только в этом случае можно переходить к следующему убеждению.
Безусловно, все это может показаться глупостью или шаманством, но ведь можно отнестись к этому как к психологическому тренингу, закаляющему характер. Приятным бонусом является то, что подсознание получает инструкцию – ориентир, чтобы быстро и навсегда избавиться от неправильных убеждений.
Этот процесс также считается переломным, ведь тут человеку предстоит остаться с самим собой наедине и решить, действовать или буксовать на месте.
Exercise 10. Перепишите предложения, используя may/might, must, can’t, could как в примере.
I don’t think this film is interesting.
This film can’t be interesting.
- She usually phones me. I think she will phone me today.
- I don’t know if we meet our cousins.
- I hope your little brother is near the sandpit.
- I don’t think the plane arrives on time in such bad weather.
- I’m not sure if our teacher is still at school.
- Perhaps your parents will give you some good advice.
- It’s quite possible that Nick will buy the cake.
- It’s certain that they are of the same age.
- I don’t think that the situation is so bad.
Answers: 1. He must phone me today. 2. We may/might meet our cousins. 3. Your little brother could be near the sandpit. 4. The plane can’t arrive on time in such bad weather. 5. Our teacher can’t still be at school. 6. Your parents could/may/might give you some good advice. 7. Nick may/might buy the cake. 8. They must be of the same age. 9. The situation can’t be so bad.
Закрытие
И наконец, последний шаг техники BSFF, который носит вполне предсказуемое название «Закрытие». На этом этапе практику предстоит «повесить замки» на все проблемные сундуки своего подсознания и навсегда запечатать в них свои проблемы. Конечно, все это выглядит довольно образно. На самом деле на уровне психологии неверные предубеждения просто переписываются на верные. И выглядит это так:
«Сейчас я устраняю сразу и навсегда все проблемы (сомнения, неверие), которые связаны с моей целью Х, Веник» (повторять до появления зевоты).
«Сейчас я прощаю всех людей, которые связаны с моей целью, я прощаю весь мир и себя. Мы всё делали так хорошо, как могли. Веник» (повторять до появления зевоты).
Главное — не просто произносить эти фразы, а присутствовать в моменте, осознавать, убеждать и чувствовать.
Exercise 11. Выберите правильный вариант ответа.
- Can/could you buy a newspaper for me, please?
- I shall/will give you my umbrella if you don’t mind.
- Would/could you like a ham sandwich?
- Can/could you phone me in the evening?
- Shall/will we go to the concert tonight?
- Can/would you like to try this jumper on?
- Wait a minute! I shall/will write you my address.
- Shall/will
we have lunch in a cafe? - Shall/will you leave a message for me?
- Can/could he show me the cheque?
Answers: 1. could 2. will 3. would 4. can 5. shall 6. would 7. will 8. shall 9. will 10. can.
Результаты
Методика BSFF великолепно влияет на людей с заблокированными эмоциями. Дело в том, что подавление эмоциональной сферы ведет либо к проявлению неадекватного поведения, либо к болезням. Поэтому «разблокировка» на уровне подсознания может решить многие проблемы человека.
В результате работы над собой и своим бессознательным «Я» можно повысить стрессоустойчивость, избавиться от негативных реакций (раздражительности, приступов внезапного гнева, уныния), увеличить энергию, физическую и эмоциональную выносливость, обрести уверенность в себе и своих возможностях. Кроме того, BSFF-техника помогает преодолеть заикание и другие недуги, носящие психосоматический характер. Все это неминуемо привлечет удачу и удовольствия в жизнь.
Скорость работы методики BSFF для каждого человека индивидуальна. Ведь на 90% все зависит от способности человека чувствовать свое тело и процессы, происходящие в эмоциональной сфере. Значение имеет и размер багажа накопленных проблем. Одни могут избавиться от него за месяцы, другим понадобятся годы. Но глубокая работа над собой того стоит.
Обычно люди недоверчиво относятся к технике BSFF, ведь сложно поверить в то, что крепость, которая годами росла и укоренялась, можно вот так легко и практически без усилий снести. Зато получая первые результаты, практики уже не сомневаются в действенности метода и продолжают пользоваться инструментом BSFF для решения жизненных проблем.
Мнение специалистов
Несмотря на то что техника BSFF Ларри Нимса существует уже не первый год, отзывы о ней довольно противоречивы. Возможно, это связано с личными представлениями об устройстве мира и человека или врожденным скепсисом. Тем не менее, как и любое явление, методика BSFF мнение специалистов разделила на три лагеря. Одни открыто не приемлют технику и считают, что она лишь избавляет от зацикливания на проблеме, а сама проблема остается. В другой лагерь попали люди (психологи и психиатры), которые приняли метод и даже пытаются его практиковать и корректировать, отталкиваясь от собственного опыта и наблюдений. Третья группа – наблюдатели, то есть нейтралитет. Они в какой-то степени принимают технику BSFF, но не считают ее пригодной для всех.
Отзывы
Как бы строги и скептичны ни были ученые к тем результатам, которые дает BSFF-техника, отзывы обычных экспериментаторов в большинстве своем положительны. Они отмечают восстановление эмоционального равновесия, избавление от бессонницы и кошмарных сновидений, депрессивных настроений, повышение коммуникабельности, преодоление речевых дефектов (например, заикания). Но скорость достижения результатов у всех своя, да и реакция на такую глубокую проработку тоже отличается. У одних после «тренинга» меняется часто настроение, то есть происходит некое психологическое «обострение». Другие, напротив, бодро и весело просыпаются утром, делают зарядку и уже с позитивным восприятием мира мчатся по своим делам.
Получается, что те ожидания, которые прописывает BSFF-техника, отзывы практиков подтверждают. А значит, этот психологический инструмент вполне может применяться многими людьми, помогать им ставить и достигать правильные цели.